СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

SYMPHONIC ROCK

ON AIR

SYMPHONIC ROCK

Симфонический рок (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog)- стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.
Не существует четкой границы между такими направлениями, как симфонический рок, арт-рок и спейс-рок. Многие группы сочетали эти жанры даже в пределах одного альбома. Кроме того, к симфоническому року можно отнести и представителей так называемого «тяжелого прогрессива» (например, Rush) и прогрессивного фолка (например, Jethro Tull).
Симфонический рок характеризуется сочетанием прогрессивного рока и классической музыкальной традиции. Это может проявляться либо в обращении к произведениям мировой классики (от простого цитирования некоторых фрагментов до интерпретации целых произведений), либо в использовании традиций классической симфонической музыки в композиции и аранжировке оригинальных произведений. Кроме того, в симфоническом роке часто к исполнению привлекаются академические составы (от малых ансамблей до симфонических оркестров), классические инструменты (струнные, деревянные духовые, перкуссия, ксилофон и так далее), а также различные клавишные инструменты и синтезаторы. При этом к симфоническому року не стоит причислять записи, представляющие собой так называемую рок-обработку классики, а также исполнение знаменитых композиций рок-музыки симфоническими оркестрами или любыми другими составами.
Первые попытки сочетания рока и академической музыки были предприняты ещё в середине 1960-х, прежде всего, в форме так называемого барокко-рока. Наиболее яркими образцами можно назвать Yesterday и Eleanor Rigby группы The Beatles и As Tears Go By группы The Rolling Stones. Эти песни отличало использование струнных в барочной аранжировке. Чуть позже была записана песня A Whiter Shade of Pale группы Procol Harum, которую теперь принято считать первым случаем цитирования классических произведений в рок-музыке.
В 1967 году был записан альбом The Thoughts of Emerlist Davjack группы The Nice, который принято считать первым (или одним из первых) прогрессивных альбомов в истории.
Идеи барокко-рока получили свое развитие в США в творчестве более тяжелых групп, таких как Vanilla Fudge, Iron Butterfly и обитавших в то время за океаном британских Deep Purple времен первого состава. Deep Purple, в частности, записали один из первых рок концертов с участием сифонического оркестра. Однако, большинство групп этого направления в конечном итоге пришли к более прямолинейной музыке, оказавшись в числе ведущих исполнителей хард-рока.
В итоге, первыми образцами окончательно сформировавшегося симфонического рока принято считать дебютные альбомы групп King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Yes и некоторых других.
В начале 1970-х симфонический рок стал одним из самых востребованных жанров рок-музыки, что привело к появлению многочисленных групп-последователей пионеров симфо-рока. Дань этому направлению отдали даже некоторые коммерческие музыканты, например, Элтон Джон, записавший свой самый лучший по признанию критиков альбом Goodbye Yellow Brick Road.
Однако к середине 1970-х интерес публики к прогрессивному року стал ощутимо снижаться. Этому способствовали две негативные тенденции в развитии симфонического рока, набравших силу к тому времени. С одной стороны, признанные корифеи жанра проявляли склонность к все большему усложнению музыкального материала, теряя чувство меры и, как следствие, значительную часть слушателей. С другой стороны, большинство новых групп предпочитало следовать уже обкатанным моделям, подражая одному из трех китов симфо-рока- Yes, Genesis или ELP, что явно свидетельствовало о том, что все свежие идеи уже исчерпаны.
К началу 1980-х симфонический рок практически перестал существовать, не выдержав конкуренции с направлениями поп и рок музыки (диско и панк-рок). Ведущие представители жанра либо прекратили деятельность, либо перешли к выпуску более коммерческой музыки.
К середине 1980-х в Британии возникает движение, названное Нео-прогрессивом и представленное прежде всего такими группами, как IQ и Marillion. Это были коллективы, которые пытались продолжить путь симфо-прогрессива с того момента, на котором остановились титаны жанра в середине 1970-х. Основным ориентиром для них была группа Genesis периода расцвета. Волна пошла на убыль к концу 1980-х.
После почти десятилетия относительного затишья, симфонический рок снова оказался в моде к концу тысячелетия. Это было связано с появлением прог-ориентированных лейблов (например, Muse), развитием Интернета, а также с активизацией локальных прог-сцен (Швеция, Финляндия, Германия и др.). Несмотря на осовремененность и утяжеление саунда, новая волна Нео-прогрессива оказалась намного ближе к классическому симфо-прогу за счет некоммерческого звучания.
Характерные особенности симфо-рока:
■ Структурно сложные композиции, нетривиальные гармонии, обилие ритмических переходов.
■ Эпичность, концептуальность.
■ Богатый, плотный звук.
■ Использование аналоговых клавишных и прочих живых инструментов (флейта, саксофон, струнные, ксилофон и т. д.).
■ Виртуозное исполнение.
■ Второстепенная роль вокала, иногда- только инструментальная музыка.
■ Преимущественно высокий чистый вокал, многоголосие.
■ Цитирование европейской симфонической классики, нередко- джазовые вставки и фольклорные мотивы.
■ Эмоциональность, соседствующая с отстранённостью.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE