СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

BOSSA NOVA (BRAZILIAN MUSIC)

ON AIR

BOSSA NOVA (BRAZILIAN MUSIC)

Босанова, босса-нова (порт. bossa nova)- жанр популярной бразильской музыки, представляющий собой синтез местного фольклора (байау, самба) и некоторых элементов джаза. Босса-нову ошибочно считают афробразильским «изобретением», тогда как специфика босса-новы сформировалась благодаря творческой работе белых бразильских музыкантов. Основоположниками босса-новы считаются композитор Антониу Карлос Жобин и гитарист Жуан Жилберту. В качестве первой босса-новы называют песню Жобина «Довольно грустить» («Chega de saudade»), которую первоначально (1958) спела Элизет Кардозу, но всемирную известность песня получила в позднейшей (1959) интерпретации Жуана Жилберту. Мировой эмблемой босса-новы стала (сочинённая также Жобином) песня «Девушка из Ипанемы», которую впервые (1962) исполнила певица Аструд Жилберту.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa- «шишка», «холмик», «горб»; nova- «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема- месте обитания обеспеченных людей. Первоначально она исполнялась на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босcа-нова перестала быть «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Среди талантливых авторов и исполнителей босса-новы (помимо Жобина и Жилберту) бразильцы Роберто Менескаль, Луис Бонфа.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный певицей Элизет Кардозу и гитаристом Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, стала песня «Девушка из Ипанемы» (порт. Garota de Ipanema, англ. The girl from Ipanema) А. К. Жобина. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez»), «Desafinado» и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; грампластинки с записями босс-ановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босс-нова стала эмблемой популярной бразильской музыки. В наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, босса-нова не утратила значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира (в том числе, в России).
С точки зрения специфики стиля босса-нова обычно рассматривается как жанр, в котором сочетаются ритмика бразильской городской самбы и гармония американского джаза (т.е разновидность расширенной хроматической тональности). Ритмика босса-новы проявляет себя не в мелодии (обычно незамысловатой, состоящей из остинатных и/или секвенцируемых коротких мотивов), а в аккомпанементе. Специфический аккомпанемент разработал в 1950-х гг. бразильский эстрадный гитарист, певец и композитор-песенник Жуан Жилберту. Суть его- в синкопированных ритмоформулах, охватывающих обычно два такта (размером 4/4).
На слух такой аккомпанемент воспринимается как постоянное «непопадание» в сильные доли основной метрической сетки, отсюда распространённое в Бразилии его метафорическое обозначение violão gago, букв.- заикающаяся гитара. Единой и узнаваемой ритмоформулы (как, например, у сортсико, сицилианы, болеро) у босса-новы нет, можно говорить скорее о наборе синкопированных двухтактовых формул, более или менее стабильно повторяющихся у отдельных аккомпаниаторов. То же касается ритмоформулы ударных.
В реализации гармонии босса-новы наиболее часто используется приём перегармонизации (одна и та же небольшая мелодико-ритмическая фраза несколько раз повторяется, при этом её гармонизация меняется). При повторении фраза также может секвенцироваться (секвенция диатоническая либо хроматическая). Такая техника используется, например, в популярных босса-новах Жобина («Мартовские воды», «Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте», «Безрассудство»), Менескаля («Ah! Se eu pudesse», «Barquinho») и др. Сама гармонизация реализуется в технике, типичной для американского джаза: используются септ- и нонаккорды (простые трезвучия избегаются), альтерации, тритоновые замены, добавленные (особенно секста и большая секунда) и заменные (терция на кварту) тоны, и т. п.
Двутактовая ритмоформула имеет двуплановую полиметрическую структуру. Основной метр проводится в размере четыре четверти, который контрастирует с метром, проводимым на уровне восемь восьмых 3+3+2+2+3+3, где простые метры, в свою очередь, соотносятся по принципу ракохода. Музыкальный ритм (ритмоформула) "BOSSA NOVA" впервые сформулирован в 2011 году.
Босса-нову надлежит исполнять в стиле прохладного джаза эмоционально сдержанно, исключая активную ритмическую экспрессию, грациозно и проникновенно, вызывая самые светлые, лучшие и приятные человеческие чувства, даря сердцу и вниманию слушателя, обволакивающие теплом, безмятежную радость и душевный комфорт, желание уютно помечтать о мире, благоденствии и любви. Ритм босса-новы отражает специфическую черту культуры и национального характера бразильцев - Saudade, эмоциональное состояние, которой можно описать как сложную смесь светлой печали, ностальгии по утраченному, тоске по неосуществимому и ощущения бренности счастья. Saudade выражает тоску от невозвратимой утраты чего-либо дорогого сердцу. Saudade, однако, не воспринимается как негативное явление, а несёт в себе оттенок благородной светлой романтики и ассоциируется, как правило, с очищающей душу несчастной любовью. Это и есть характерная особенность исполнительского искусства музыкального ритма босса-новы.
Допускается импровизационный экспромт и вариации исполнения, как для одного музыкального инструмента, так и для оркестра, в зависимости от творческого и авторского замысла, в том числе, в усилении интеллектуального рационального начала в создании композиции, аранжировки и гармонии, применении современной академической композиционной техники- политональности, атональности, додекафонии и др., темперамента и профессионализма музыканта.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE