РАДИО КАПРИЗ - СЕТЕВАЯ ОНЛАЙН РАДИОСТАНЦИЯ - КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ ...


STATION: RADIO CAPRICE - SLAVONIC NEOFOLK

On Air:
flash
wmp
html5


SLAVONIC NEOFOLK


Славянский фолк- комплекс современных музыкальных стилей, основанных на традиционной музыке славянских народов.
Славянская народная музыка берёт своё начало в традициях славянских племён, живших на территории различных княжеств дохристианской Руси. Так как этнический состав славянского населения исторически был очень разнородным, славянская народная музыка включала в себя также финно-угорские, тюркские и другие прототипы традиций в музыке. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.
С принятием и распространением среди славян христианства, славянская народная музыка длительное время была в большей степени вокальной (хоровое пение), чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в русском православии и особенностями протестантского движения в Чехии). Христианство в целом сильно ударило по славянской музыкальной традиции- были утрачены многие музыкальные инструменты и мелодии. Обрядовая музыка славян, связанная с языческими традициями, так же претерпела некоторые деформации, метаморфозы и потери.
Ренессанс народной славянской музыки начинается в XIX веке, на волне народнического движения, всеобщего национального подъёма и интереса к народной культуре в России и Чехии. Историками-собирателями были восстановлены некоторые утраченные славянские музыкальные инструменты, собраны и записаны многие уцелевшие народные песни. В это же время в России получает распространение ручная гармонь, изобретён баян и русская семиструнная гитара.
У славян музыкальные инструменты наделяются свойствами ритуальных предметов и используются в календарных, семейных и общественных обрядах, а также в магической практике. Функции музыкальных инструментов и приписываемые им свойства определяются сакральным статусом музыки в народной культуре, а также функциональными свойствами самого инструмента (особенностями его звучания, формой), сферой его употребления (ансамблевая музыка, соло), способами его изготовления, особенностями личности музыканта (профессионал, любитель, мужчина, женщина, ребёнок), использованием музыки в немузыкальных целях- например, в качестве оберега или для подачи сигналов. Находясь возле усопшего при помощи издаваемого кутом (однострунный хордофон) «потустороннего» звука, давали «сигнал» о покойном на тот свет; на кладбище на Радуницу молодёжь и дети, сидя на деревьях, играли на пищиках из вербы «чтобы было всем- и нам, и нашим предкам».
Игра на музыкальных инструментах, как и всякое ремесло, преимущественно мужское дело, инструментальная музыка часто рождалась в недрах других профессий, где музыкальные инструменты выступали в роли своеобразных орудий труда. Большинство традиционных инструментов имеет статус мужских инструментов, игра на которых женщиной осуждалась обществом. Распространение музыкальных инструментов в Древней Руси было связано, с одной стороны, с традицией скоморохов и гусляров, осуждавшейся церковью как бесовство, поэтому народные музыкальные инструменты часто изымались властями и уничтожались. Один из древне-русских указов, направленных на искоренение скоморошества: «…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовскія игры велеть жечь…». С другой стороны, такие инструменты, как ратная труба, а позднее- сурна, использовались во время военных походов и сражений для организации войска и подачи сигналов. Некоторые музыкальные инструменты например, колёсная лира, были связаны с профессиональной деятельностью слепцов-лирников. Обучение игре на музыкальных инструментах часто считалось магическим актом и связывалось с продажей души чёрту.
Различные музыкальные инструменты наделялись демоническими или сакральными свойствами. Согласно гуцульским быличким, дудки (то есть волынка)- инструмент чёрта, который играет на нём для женских демонов нявок (Лесная баба, лешачиха). Сохранилось характерное украинское выражение: «Дудка дідча, а флояра божа» (Волынка чертова, а свирель Божья). Устройство волынки подсмотрел охотник в лесу у чёрта, сумев подойти к нему на близкое расстояние благодаря надетым в качестве оберега деревянным обручам. Обычно низким статусом обладают музыкальные инструменты, на которых играют исключительно женщины; например, западно-украинская дримба- пружинный металлический инструмент, который держат в зубах, извлекая звук ударами пальца- его, в отличие от других инструментов, не изготовляют, а покупают в магазине. Дримба- «нечистый» инструмент, на котором грех играть, поскольку, согласно легенде" на ней играли евреи, когда вели Христа на распятие. Согласно быличкам, некоторые мифологические персонажи любят играть на музыкальных инструментах- в древне-русских письменных памятниках бесы играют на тимпанах, coпелях, гуслях, бубнах, чтобы искусить святого или отвратить людей от церкви; болгарские вилы играют на свирели; сербско-хорватские дьяволы являются человеку в виде весёлой свадьбы с музыкантами, играющими на разных инструментах. Согласно болгарским поверьям, змеи восприимчивы к звукам пастушьей свирели, с которой иногда связывается их происхождение (обычай изображать на пастушьей свирели змею).
wikipedia
Яндекс.Метрика
rcradio@radcap.ru, rcradio@rambler.ru    © Radio Caprice