Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).
Музыкальные культуры коренных этносов (Алтайская, Бурятская, Тувинская, Хакасская, Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.
Обрядовую сферу представляют: музыка шаманского ритуала (ханты, нганасаны, челканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и другие); музыка медвежьего праздника (ханты, манси, эвены); похоронные и поминальные плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интонируемые скотоводческие заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (буряты, тувинцы, якуты, долганы и другие). Неотъемлемой частью многих культур стала музыка буддийских (буряты, тувинцы), христианских (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульманских (сибирские татары) культов.
Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказания объемом до нескольких тысяч строк, которые поются целиком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопениями. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.
Лирическая сфера представлена разнообразными жанрами песенной традиции, которая во многих культурах является центральной, а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу составляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.
Инструментальное исполнительство у одних народов (ханты, манси, тувинцы и другие) входит в центральную часть культуры, у других (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и другие) в периферийную.
Традиционную музыку коренных сибирских народов отличает ведущая, в том числе жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембровые отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысотные нормы характеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, музыкальные культуры коренных народов Сибири образуют собственно сибирскую этномузыкальную зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномузыкальными зонами сибирскую метакультуру.
Инструментальный ансамбль занимает важное место в монгольской музыке. Народные инструменты: аманхур (варган), моринхур (т. н. «монгольская виолончель») и лимб (бамбуковая флейта). Существуют традиционные произведения для ключевых инструментов в монгольской музыке. Вокальное искусство также имеет давнюю традицию, которое получило наиболее яркое выражение в т. н. «протяжных песнях». Некоторые из этих песен («Пороги Керулена», «Вершина счастья и благополучия» и т. д.) известны с XVII века, и манера их исполнения бережно передается из поколения в поколение. В XX веке начался синтез западной классической музыки с традиционной монгольской (опера «Три печальных холма», музыкальные пьесы композитора С. Гончигсумла). Со второй половины XX в. стал развиваться эстрадно-джазовый жанр. В настоящее время в Монголии получили распространение все направления классической и популярной музыки. |