СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

MINIMALISM / POSTMINIMALISM

ON AIR

MINIMALISM / POSTMINIMALISM

Минимализм в музыке- метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек- «паттернов» (моделей). В ходе развёртывания композиции эти паттерны многократно повторяются и незначительно варьируются. Пик популярности минимализма в США пришёлся на вторую половину 1960-х гг. и первую половину 1970-х; в западной Европе и России интерес к минимализму отмечается до конца 1980-х гг.
В качестве модели для повторения (англ. pattern) композитор-минималист избирает отдельный звук, интервал, аккорд, мотив (краткую мелодическую фразу). Паттерны зачастую варьируются на протяжении долгого периода времени.
В основе эстетической концепции минимализма- идея статического времени, выдвигаемая в противовес экспрессивно-динамическому, психологическому переживанию времени, присущему европейской академической музыке Нового времени (приблизительно от 1600 г. до начала XX в.). Эта концепция закреплена в ряде высказываний (полутерминов-полуметафор) апологетов минимализма: «вертикальное время» (Джонатан Крамер), «накапливание» (Т. Райли), «постепенный процесс» (С. Райх), «аддитивность» (Ф. Гласс). Авторское «я» и (традиционная для европейской музыкальной культуры) идея опуса отрицаются. Произведение минималиста благодаря заложенному в композиции алгоритму развёртывания паттерна существует как бы само по себе; звуковые комбинации создаются и множатся как бы без вмешательства и контроля со стороны композитора.
Форма минималистского сочинения сводится к нанизыванию функционально и структурно тождественных разделов. Повторы моделей с незначительными изменениями и перестановками (т. наз. «репетитивность») делают музыку минималистов легко воспринимаемой на слух.
Композиторами-минималистами считаются американцы Т. Райли (например, «In C»), С. Райх («Piano phase»), Ф. Гласс («Музыка в 12 частях») и Дж. Адамс (в сочинениях 1970-х и 1980-х гг., например, «Shaker loops» и «Harmonium»), написавшие много минималистской музыки. Минимализм находят в некоторых сочинениях Л. Андриссена («De Staat», 1976; «Гокет», 1977), А. Пярта («Fratres», 1977), Дж. Шельси («Четыре пьесы на одну ноту», 1959), П. Васкcа и ряда других крупных композиторов XX века, которые использовали технику спорадически, но не считаются композиторами-минималистами.
В России целый ряд сочинений по методу минимализма написал В. И. Мартынов («Листок из альбома», 1976; «Passionslieder», 1977; «Come in!», 1985). Дань минимализму отдали Н. С. Корндорф («Ярило», 1981), А. Рабинович-Бараковский («Музыка печальная, порой трагическая», 1976), а также композиторы более молодого поколения (Антон Батагов, Алексей Айги, Павел Карманов, Михаил Чекалин и др.).
Минималистская музыка может иногда напоминать по звучанию разные формы электронной музыки (например проект Basic Channel), а также «текстурные композиции» таких композиторов, как Лигети; зачастую происходит так, что конечные результаты похожи, но концепции реализации разные.
Термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Приложение одноименного термина визуального искусства к музыкальному было опротестовано; однако, и скульптура и музыка в минимализме используют определенную строгую простоту выразительных средств и неприятие декоративной детализации, к тому же многие ранние концерты минималистов происходили одновременно в соединении с выставками минималистического искусства таких мастеров, как Сол Ле Витт и других. Некоторые композиторы, ассоциирующиеся с минималистами, отрекаются от термина, в частности Филип Гласс, который как сообщают заявил, «Это слово должно быть искоренено!». Ради справедливости следует отметить, что практически во всяком новом течении раздаются голоса, категорически возражающие против его названия. Наиболее курьёзным примером такого рода являлся «главный импрессионист» Клод Дебюсси, который считал сам термин «импрессионизм» чем-то вроде ругательства. Однако, несмотря на отдельные возражения, минимализм вошёл в практику и историю искусства конца XX века именно под этим названием.
По мере завоевания минимализмом интереса у широкой публики и освоения минималистических техник новым поколением композиторов, сложилось ещё одно музыкальное движение- постминимализм.
Постминимализм- искусствоведческий термин, вошедший в оборот в начале 1970-х годов для описания особой тенденции в различных сферах искусства, которая отталкивалась от предшествующего ей минимализма- как в стремлении его развить (через сохранение приверженности формальной простоте), так и наоборот преодолеть (стремясь к более широкому смысловому наполнению).
Этот термин чаще всего употребляется для описания соответствующих направлений в музыке и изобразительном искусстве, хотя также может быть использован в отношении любой другой сферы деятельности, широко использующей минималистические техники.
Музыкальный критик и публицист Кайл Ганн (Kyle Gann) использует термин постминимализм для описания музыкального стиля, получившего распространение в 1980-1990-е годы и характеризующегося следующими чертами:
равномерная ритмическая пульсация по всему ходу композиции;
преимущественно диатонический звуковысотный материал, тональный по своей сути, но избегающий традиционных тональных функций;
равномерность динамики, отсутствие как сильных кульминаций, так и подчёркнутой эмоциональности;
в отличие от минимализма, избегание явного или линейного формообразования.
Минималистические техники (вроде наложения или вычитания музыкальных слоёв) также распространены и в постминимализме, хотя и в присущей ему замаскированной форме. Кроме того, этот стиль известен интеграцией влияний из популярной и народной музыки (Балинезийский гамелан, блюграсс, индийская рага и т.д.).
Постминимализм можно также характеризовать отрицательно: как полную противоположность сериализму. Как и сериалисты, постминималисты были склонны искать целостный музыкальный язык, полноценный синтаксис для сочинения музыки. Но тогда как синтаксис сериалистов характеризовался обрывочностью, угловатостью и аритмией, постминималисты стремились к плавному, линейному, мелодичному, мягко ритмичному, доступному синтаксису. Рождённое в 1940-е годы, поколение постминималистов выросло, изучая сериализм, и усвоило многое из его ценностей. Минимализм вдохновил их к поиску более доступной для аудитории музыки, но они всё ещё осмысляли музыку в терминах, пришедших из 12-тоновой идиомы: как язык, призванный обеспечить внутреннюю целостность формы.
Параллельно с постминимализмом, в музыке развивалось движение тотализма.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE