СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

LAIKO / GREEK MUSIC

ON AIR

LAIKO / GREEK MUSIC

До 1930-х годов в греческой музыке доминировали два музыкальных жанра: греческая народная музыка (в том числе клефтские песни) и жанр песни элафро (буквальный перевод- «лёгкая песня»). Последняя была представлена ансамблями певцов, музыкантов и сольных исполнителей, таких как Клеон Триантафиллу и Никос Гунарис. Это была греческая интерпретация международной популярной музыки того времени. В 1930-е годы первые записи ребетики оказали огромное влияние на греческую музыку в целом. Ребетика (рембетика, ремпетика), стиль городской авторской песни, популярный в Греции в 1920-е - 1930-е гг. Возник в результате слияния фольклора ребетов (греческих «блатных») с музыкой репатриантов из Малой Азии. Песни исполнялись под аккомпанемент струнных щипковых инструментов бузуки и багламас в закрытых помещениях. Чаще всего их можно было услышать в теке- специализированных кофейнях, в которых курили гашиш. Язык большинства текстов ребетики- криминальное арго 1920-х гг., включавшее в себя много турецких слов. Сюжеты песен обычно были связаны с воровской жизнью; гашиш играл в них примерно ту же роль, что алкогольные напитки в русском «блатняке». Традиционное пластическое сопровождение ребетики- танец зейбекикос, исполняемый на небольшой площадке, иногда не превышающей квадратного метра.
С самого своего зарождения ребетика считалась «упадочной музыкой», и её распространение не выходило за пределы теке. После установления диктатуры Метаксаса (4 августа 1936 г.) многие авторы и исполнители ребетики подверглись репрессиям. В послевоенные годы власти также делали всё возможное, чтобы вычеркнуть ребетику из истории греческой музыки. Знаменитый исследователь, собиратель и комментатор ребетики Илиас Петропулос в конце 1960-х гг. был посажен в тюрьму за издание книги «Ребетология», а впоследствии эмигрировал в Западную Европу.
В настоящее время греческая культурная общественность пришла к осознанию ценности ребетики и пытается возродить её исполнение. Однако в данном случае речь идет скорее об архивных реконструкциях, чем о сочинении новых песен в этом стиле. В 2017 году ребетика была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Маркос Вамвакарис заявил, что «мы были первыми, кто записал песни в жанре лаико». В последующие годы все более популярный жанр ребетика- ныне известный как лаика в более узком контексте- стал основной греческой музыки.
Лаика (буквально: «песня народа», «популярная песня»)- один из самых популярных стилей греческой музыки, который сформировался с популяризацией ребетики. Основу его составляют лирика на греческом языке и сугубо традиционные для греков мотивы. В последние годы жанр приобрёл разные формы и стал очень популярен среди современных греческих музыкантов. Вместе с тем, наибольшее влияние лаики на греческую музыку наблюдалось в 1960-е годы. Поэтому несмотря на то, что под лаикой ныне понимают популярную греческую музыку, в контексте же чаще обращаются к периоду греческой песни 1950-1980 годов.
Предполагается, что основой жанра послужили певческие баллады византийских военных поселенцев Малой Азии- акритов, ведущих долгую, но безуспешную борьбу с мигрирующими тюркскими племенами. Ещё на ранних этапах своего существования в этом типично средиземноморском жанре проявилось влияние славянской, позднее, цыганской, арабской и турецкой музыки.
Жанр продолжал развиваться и после падения Византии на территории Османской империи, в частности в среде малоазийских греков. В начале XX века, после их насильственного выселения из Турции, широко распространился и в самой Греции, особенно в тех городах, где осело значительное число малоазийских мигрантов- Афины, Салоники. Несмотря на критику со стороны официального руководства и интеллигенции, заклеймивших эту музыку как «кабачную», «плебейскую», «потурченскую», она широко распространилась среди простого народа в 60-х и 70-х годах.
Среди исполнителей лаики больше всего выделялся Стелиос Казандзидис. Среди наиболее значительных композиторов и лириков этого периода- Йоргос Замбетас, Микис Теодоракис и Манос Хадзидакис, все ещё очень популярные Василис Цицанис и Манолис Хиотис. Ряд музыкантов успешно совмещали традиции лаики и интехно, например, композиторы Ставрос Ксархакос, Мимис Плессас.
Современная лаика- основной стиль современной популярной греческой музыки, который начал формироваться в 1980-е годы. Основными ритмами (танцами) современной лаики являются нисиотика, сирта, ребетика, хасапико, зейбекико, калламатианос и сиртаки. Среди признанных авторов лирики современной лаики- Никос Карвелас, Фивос, Никос Терзис, Йоргос Теофанус, Эви Друца.
Новейшая лаика- традиционная музыка лаика, соединённая с популярными западными музыкальными тенденциями, в частности поп-музыкой и роком. Неотъемлемой частью современной культуры лаики является писта- танцпол. Бузукиа и скиладико- греческие клубы, которые приглашают для выступлений исполнителей лаики, пение последних сопровождается игрой на бузуки, гитарах и других музыкальных инструментах. Существуют радиостанции, ночные клубы, в которых диджеи играют только лаику, с середины 1990-х годов лаику в этом контексте называют «эллинадикой».
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE