Хип-хоп соул (англ. Hip-Hop Soul)- поджанр современной R&B музыки, наиболее популярный в начале и середине 1990-х годов, который объединяет R&B или пение в стиле соул с музыкальным продюсированием в стиле хип-хоп. Поджанр развился R&B, new jack swing, который включил хип-хоп влияния в R&B. Хип-хоп соул- это, как описано в Энциклопедии афроамериканской музыки, "в буквальном смысле соул, поющий поверх хип-хоп грувов".
Жанр был наиболее популярен в середине и конце 1990-х с такими исполнителями, как Мэри Джей Блайдж (известная как "Королева хип-хоп соула"), Джодичи, Фейт Эванс, TLC и Р. Келли. К концу 1990-х хип-хоп соул привел к созданию neo soul, который сохранил влияние хип-хопа и R&B, а также добавил элементы классической соул-музыки 1970-х годов.
Хип-хоп соул развился непосредственно из new jack swing, формы современного R&B, популяризированной такими артистами и продюсерами, как Тедди Райли и его группой Guy, Китом Потом и Бобби Брауном. New jack swing включил элементы хип-хоп музыки- в первую очередь барабанные треки, вдохновленные хип-хопом, и стихи с рэпом в современную R&B музыку, также сильно вдохновленную творчеством Принса. Хип-хоп соул отошел от опоры new jack swing на синтезаторную музыку и продвинул синтез хип-хопа/R&B дальше, позволив R&B- исполнителям петь непосредственно поверх минусовок, содержащих сэмплы, которые обычно встречаются в современных хип-хоп записях, таких как boom bap.
Создание и эволюция хип-хоп соула привели ко все более симбиозным отношениям между его родительскими жанрами. Хип-хоп соул-группы представляли себя в стилях и ипостасях, сравнимых со стилями и ипостасями рэперов- одевались в хип-хоп стиле и принимали более жесткий имидж, чем традиционные поп-персонажи R&B-исполнителей (существование и популярность хип-хоп соул также оказали противоположное влияние на мейнстрим-рэперов, которые переняли некоторые элементы R&B-исполнителей, чтобы стать более привлекательными для основной аудитории). Поджанр увеличил популярность R&B музыки среди более молодой хип-хоп аудитории, что привело к росту продаж и успеху в эфире записей хип-хоп соул по сравнению с предыдущими формами пост-диско R&B в чартах продаж поп-музыки Billboard. Это также увеличило популярность хип-хоп музыки и культуры среди более взрослой аудитории и корпораций, стремящихся продвигать городскую музыку. Однако музыкальные журналисты и поклонники R&B-музыки утверждают, что создание хип-хоп соула "убило" традиционные стили R&B.
Термин "хип-хоп соул" приписывается продюсеру звукозаписи, а позже рэперу Sean "Puffy" Combs, который придумал этот термин во время продвижения What's the 411?- дебютного альбома исполнительницы из Uptown Records 1992 года Мэри Джей Блайдж. Компания рекламировала Блайдж как "королеву хип-хоп соула", а ее дебютный альбом, в основном спродюсированный Комбсом, был наполнен среднетемповыми R&B балладами, исполняемыми поверх хип-хоп битов и сэмплов. Аналогичным образом, Diary of a Mad Band (1993), второй альбом другой группы из Uptown act, Jodeci, включал в себя мужскую вокальную группу из четырех человек, отошедшую от своих истоков в стиле нью-Джек-свинг в сторону хип-хоп-соул записей, основанных скорее на хип-хоп ритмах, чем на мелодиях. Большое количество мужских выступлений, как сольных исполнителей, так и групп, последовали за Jodeci или конкурировали с ним, среди них R. Kelly, 112, Tony! Toni! Toné! и Blackstreet, вторая группа, созданная Тедди Райли.
Хип-хоп соул-исполнитель Монтелл Джордан был первым R&B-вокалистом, подписавшим контракт с хип-хоп лейблом Def Jam Recordings. Его сингл 1995 года "This Is How We Do It", построенный на сэмпле хип-хоп песни Слика Рика 1989 года "Children's Story", олицетворял звучание поджанра. Еще одна ключевая запись - "I'll Be There for You/You're All I Need to Get By", дуэт 1995 года рэпера Wu-Tang Method Man и Мэри Джей Блайдж, который вставил стихи Method Man, а Блайдж исполнила кавер-версию песни Марвина Гэя и Тэмми Террелл "You're All I Need to Get By". "I'll Be There For You/You're All I Need to Get By" получила в 1996 году премию Грэмми за лучшее рэп-исполнение дуэтом или группой.
Женская вокальная группа TLC, состоящая из двух певиц и рэпера, начала свою деятельность в new jack swing (в их случае получившая название "нью Джилл свинг") со своим дебютным альбомом Ooooooohhh... On the TLC Tip (1992). Их второй альбом, CrazySexyCool, в создании которого Паффи Комбс внес значительный вклад, приблизил группу к эстетике хип-хоп соула. Среди похожих женских исполнителей того времени были SWV, Адина Ховард, Фейт Эванс и Total, последние две группы подписали контракт с собственным лейблом Паффи Комбс Bad Boy Entertainment.
Хип-хоп соул как отдельный поджанр пережил затишье в популярности с распространением влияний хип-хопа на более стандартную R&B музыку к концу 1990-х и появлением neo soul, R&B поджанра, в котором хип-хоп и современный R&B сочетались с более сильными влияниями соул-музыки 1960-х и 1970-х годов. Примерами исполнителей нео-соул являются Tony! Toni! Toné!, Д'Анджело, Эрика Баду и Лорин Хилл. Несколько новых исполнителей продолжали выступать в поджанре хип-хоп соул в его первоначальной форме начиная с 2000-х годов, среди них Джон Ледженд, Энтони Хэмилтон и Кейшиа Коул. |