Евродэнс (англ. Eurodance, от European- «европейский» и dance- «танец», буквально- «Евротанец»)- популярное музыкальное явление европейской электронной танцевальной музыки, появившееся в конце 1980-х годов в результате слияния различных элементов евродиско, итало-диско, техно, хип-хауса и культуры эйсид-хауса. Пик развития евродэнса пришёлся на первую половину 1990-ых годов.
Характеризуется использованием синтезаторов, драм-машины, секвенсоров и арпеджиаторов, а также мелодичными вокальными партиями, либо их сочетанием с речитативом (наиболее часто встречающийся вариант: мужской речитатив в куплетах и женская партия в припевах), а также использованием ритма с частотой от 110 до 150 ударов в минуту. Одновременное вокальное исполнение нехарактерно. Мужская модель поведения и исполнения унаследована от рэп- и рагга-исполнителей; женская представляет собой более свободную манеру диско-див. Подавляющее большинство текстов выполнено в позитивном ключе: мир и любовь, единение и танцы; реже- выражение (и преодоление) сложных чувств.
Большое количество продюсеров создавало чисто «визуальный» образ проекта для раскрутки, съёмок и выступлений, оставляя настоящих вокалистов в тени.
К концу 1980-ых в центральной Европе, особенно в Германии, становились популярными рейв-вечеринки, базировавшиеся на чикагском хаусе; в 1988 году в моду вошёл британский эйсид-хаус.
Сингл Black Box «Right On Time», вышедший в июле 1989 года и ставший самым продаваемым синглом Великобритании по итогам года, содержал «хаус-пиано» синтезатора Korg M1, ставшего впоследствии эталоном звучания евродэнса. Успех сингла Technotronic «Pump Up the Jam» (сентябрь 1989 года) способствовал популяризации жанра «хип-хаус».
Сингл группы Snap! «The Power» (1990 год), с рэп- и соул-партиями, наложенными на электронную музыку и бас, покорил вершины хит-парадов Британии, Испании, Нидерландов и Швейцарии, способствовал закреплению нового музыкального явления.
С начала до середины 1990-х годов евродэнс очень популярен в Европе, заполняя ТВ- и радиоэфиры; так, в мае 1995 года в топ-10 итальянского чарта входило 7 песен евродэнс. Во Франции на протяжении нескольких лет проводились ТВ-концерты под названием «Dance Machine» с большим количеством евродэнс-исполнителей; также выпускались одноимённые сборники. В США евродэнс практически не освещался и, за редкими исключениями, был малопопулярен. Тем не менее, некоторые композиции широко использовались на спортивных мероприятиях (баскетбол, хоккей). |