СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

BALEARIC HOUSE / BALEARIC BEAT

ON AIR

BALEARIC HOUSE / BALEARIC BEAT

Балеарский хаус (англ. Balearic House) или балеарик- стиль электронной музыки. Изначально был сочетанием основных направлений танцевальной музыки у диджеев, которая появилась в середине 1980-х гг. Позже он стал названием более специфического стиля. Некоторые танцевальные музыкальные компиляции относят к «звукам Ибицы», хотя на острове можно услышать многие другие более агрессивные и ритмичные формы танцевальной музыки.
Появление балеарского хауса произошло благодаря распространению островной эстетики на тематических балеарских вечерах. Собственно, ничего удивительного: именно так в свое время появились чикагский хаус, джангл, гараж хаус и ликвид фанк, например. Через тернии к звездам: хаус уже в Европе и многие молодые музыканты понимают, что его прямую ритмическую основу можно смешивать с чем угодно.
Балеарский хаус отличается от хауса, итало хауса или дип-хауса, размеренного R&B (меньше 119 ударов в минуту) наличием ударных, малых барабанов и хай-хэтов (часто воспроизводимые драммашиной Roland TR-808), запрограммированные на определенный неторопливый темп, плюс соул, латинская, африканская музыка, фанк и даб в определённой манере исполнения и техника создания, заимствованая из других стилей танцевальной музыки. Иногда присутствует вокал, но большая часть музыки- инструментальная. Звучание струнных инструментов, таких как гитара и пианино также присутствует.
Первым, можно сказать, официальным гимном балеарского хауса и провозглашением нового направления был сингл Jibaro. По сути, это переделка одноименного диско-хита 1979 года творческого союза Elkin & Nelson без указания их авторства на обороте. Как и подобает торжественной песне, звучит «Жибаро» очень напыщенно, без явного внутреннего содержания. Однако, как замечает приложивший руку к созданию новой версии Окенфолд, композиция явилась откровением для многих на британской клубной сцене. Сам Пол даже засветился в видео на Jibaro с прической-маллетом.
Но вся эта патетика меркнет рядом со сладострастной сказкой итальянского производства. Sueño latino- олицетворение балеарского хауса. Композиция построена на ключевом фрагменте 60-минутного трека-альбома Манюля Гётчинга E2E4. (Его называют прототипом некоторых жанров электронной музыки.) Итальянские создатели Sueño latino привнесли чувственность испанской вокальной партией и вздохами в исполнении Каролины Дамас и публика вознаградила их за такие откровения- сингл сразу же становится хитом в Европе.
В сентябре 1988 года на прилавках британских музыкальных магазинов появляется компиляция Balearic beats. Volume 1, изданная на влиятельном лейбле Пита Тонга FFRR. Ее название укрепит за собой музыкальное течение и уйдет в массы, а про восходящее балеарского движение в Британии напишет американская пресса. Одна проблема: понимание того, что такое балеарик тогда и сейчас- очень разнится. В конце восьмидесятых- это эклектичная подборка, где нет требований держаться в каком-то определенном музыкальном направлении. Хосе Падилья говорит, что это было обусловлено сложившимися на архипелаге обстоятельствами: «В клубах наши выступления длились по многу часов и, чтобы все прошло гладко, нам приходилось играть треки совершенно разных направлений. Это не потому, что на Ибице так принято или нам так нравится- нет. Просто необходимо было заполнить временное пространство материалом, и поэтому в ход шел, например, синти-поп группы Talk Talk, бельгийский нью-бит, рок и регги». Его слова подтверждает Терри Фарлей, который написал разъяснительный текст к первому сборнику балеарских ритмов: «По мне, балеарик — это то, что игралось в нескольких клубах на Ибице в период между ‘86-88 годами, плюс личный музыкальный вкус диджея Альфредо. В восемьдесят восьмом году все, что ставили на вечерах Future и в клубе Shoom, было напрямую позаимствовано из его сетов».
Если выступать за чистоту стилей и даваемых определений, то следует различать понятия Balearic beats и Balearic house. Термин Balearic beats не задает критерия, каким именно должен быть тот самый бит: он может быть и прямой, а может быть и ломанным с каким угодно количеством сбивок; также он не дает и представления о скорости композиции: это может быть и 90 ударов в минуту, и 160- солнечные новеллы в драм-н-бейсовом ритме отнюдь не редкость. И тогда, и сейчас это музыка для приятного времяпрепровождения на рассвете после недавно закончившейся вечеринки или для появления нескромного настроения в танцах в клубе с коктейлем в одной руке и с молодой девичьей талией в другой. Правда, в наше время балеарские ритмы по звучанию ближе к каникулярной музыке и больше ассоциируются с летом, пальмами и пляжем (почти все музыкальные компиляции, в названиях которых упоминается Ибица или приятные названия достопримечательностей, вроде Las Salinas, подходят под определение Balearic beats), в отличие от одноименного сборника ‘88 года, где переплетены между собой рок, нью-вэйв, индастриал и cинти-поп.
Balearic house же строго определяет ритм композиции- прямой бит в 4/4 (что уже важно). Игривая басовая партия, ключевая легкая мелодия, как морской бриз, пробуждающая воспоминания о шелесте пальм и стуке капель летнего дождя о плетеную крышу. Ритм, в сочетании с дополнительной перкуссией (барабаны, бонги), только усиливает ассоциации с недавно проведенным отдыхом на теплом острове и распитием апельсинового ликера на лежаке. Звучание, порой, граничит со многими поджанрами хаус-музыки: дип хаусом, латиноамериканским хаусом, фанки хаусом, но именно заложенное в композициях пляжное европейское настроение выдает балеарский хаус и это отчетливо слышно при дегустации. Очень часто в композициях добавляют элементы гитарного фламенко, что придает треку отчетливый испанский колорит.
Несмотря на взаимное проникновение культур и ощущений, что в латиноамериканском хаусе звучат испанские нотки, а в балеарском слышны отголоски латиноамериканской музыки (все-таки когда-то Испания владела внушительным количеством колоний в Латинской Америке), существуют различия между этими двумя поджанрами хаус-музыки. Первый представляет собой собрание музыкальных культур Латинской Америки под единым именем, хотя чаще всего под ним понимают перевод на электронную основу бразильской самбы, кубинской сальсы, мексиканских серенад и аргентинского танго. Балеарский хаус, правда, не представляет собой кальку испанской музыки, дополненной электронными примочками. Он лишь наполовину, в виду расположения на ее территории и «уж так совпало», стереотипно представляет фламенкийскую Испанию; вторая часть балеарского хауса- это исключительно приятная пляжная музыка с чувственной глубиной (такой, грубо говоря, бич дип хаус). Она не давит перкуссионным составляющим, ощущением постоянного праздника, а просто создает летнее настроение зимой или является фоном к спуску с гористой местности к морю, к шуму волн.
За последние двадцать лет жизнь на островах Балеарского архипелага сильно изменилась. Ушло в небытие первоначальное определение Balearic beats- теперь его можно встретить только в специализированной литературе, посвященной музыке тех лет. При все большем влиянии и растущей популярности Ибицы, как знаменитого центра летнего отдыха, активно развивается балеарский хаус. Правда, кто хочет отдохнуть от суеты, отправляется подальше от острова Беса,- на Форментеру или Менорку. Ибица, конечно, это не весь Балеарский архипелаг, но когда говорят о нем, то чаще всего вспоминают ее.
Эклектичность звучания ранних балеарских ритмов вылилась в окрестности острова: высокие дорогие гостиницы соседствуют с районами небольших домиков из белого камня, древние улицы с приходом ночи в нарядной иллюминации, а современные бары и клубы рядом с античными достопримечательностями и каменистыми да песчаными пляжами неимоверной красоты. Ибица- это уже больше торговая марка, известная всей прогрессивной молодежи, и под именем которой можно продвигать полотенца, кремы для загара, лежаки, коктейли и тематическую музыку с пальмами, закатами и рассветами над бирюзовым морем на обложках.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE