СЕТЕВОЕ ПОТОКОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ — КОЛЛЕКЦИЯ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ...
CHANNEL

AVANT-PROG / RIO / CANTERBURY SCENE / ZEUHL

ON AIR

AVANT-PROG

Авант-прог (англ. Avant-Prog)- стиль рок музыки, появившийся в конце 1970-х годов как расширение двух отдельных прог-рок суб-стилей: Рок в оппозиции (РИО) и Кентербери.

ROCK IN OPPOSITION (RIO)

Рок в оппозиции (RIO, англ. Rock in Opposition)- движение, представлявшее несколько прогрессивных рок-групп конца 1970-х, объединившихся в оппозиции к музыкальной индустрии, которая отказывалась признавать их музыку. Движение было начато рок-группой Henry Cow в марте 1978 года, когда они пригласили четыре европейских коллектива приехать в Лондон для выступления на фестивале, названном «Рок в оппозиции». На этом фестивале выступили группы:

■ Henry Cow (Англия)
■ Stormy Six (Италия)
■ Samla Mammas Manna (Швеция)
■ Univers Zéro (Бельгия)
■ Etron Fou Leloublan (Франция)

После фестиваля RIO было оформлено как организация со своей хартией, целью которой было представлять и продвигать своих участников. Ещё три коллектива вступили в движение: Art Bears, Art Zoyd и Aksak Maboul. В дальнейшем фестивали проходили во Франции, Италии и Швеции. Крис Катлер из Henry Cow организовал в Великобритании лейбл ReR (Recommended Records) как образец некоммерческой музыкальной компании. RIO как движение просуществовало недолго, но его наследие всё ещё живо. Хотя термин RIO никогда не предполагалось использовать для определения музыкальной стилистики (первоначальные группы RIO музыкально сильно отличались друг от друга), он до сих пор широко используется слушателями, музыкантами и дистрибьюторами для классификации рок-групп (обычно для групп, участвующих в фестивалях RIO, и для групп, связанных или произошедших от групп движения RIO). Некоторые из сегодняшних представителей RIO как движения и как жанра: 5uu's (США), Ahvak (Израиль), Крузенштерн и пароход (Израиль), Akinetón Retard (Чили), Guapo (Великобритания), Miriodor (Канада), NeBeLNeST (Франция), Present (Бельгия), Thinking Plague (США). Термин RIO в наши дни стал практически синонимом авант-прога (авангардного прогрессивного рока).

CANTERBURY SCENE / ZEUHL

Кентербери, кентерберийская сцена (англ. Canterbury scene), кентерберийская школа или кентерберийское звучание (англ. Canterbury sound)- термины, описывающие общность музыкантов прогрессивного рока, музыкантов-авангардистов, джазменов, многие из которых работали в городе Кентербери (Англия, графство Кент) и его окрестностях в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Многие известные британские авангардные и фьюжн-музыканты начинали свою карьеру в кентерберийских коллективах, в частности Фред Фрит и Алан Холдсуорт. С годами, по мере того, как участники коллективов менялись и возникали новые группы, термин стал чаще использоваться для обозначения музыкального стиля, поджанра, нежели территориальной общности музыкантов.
Кентерберийская сцена в общих чертах определяется набором музыкантов и коллективов со сложными переплетениями связей через общих участников. При этом большой музыкальной схожести нет, но, тем не менее, просматриваются общие черты психоделии, абстрактных текстов, использования импровизации, унаследованной от джаза. «Истинная суть кентерберийского звучания- это противоречие между сложными гармониями, расширенными импровизациями с одной стороны и искренним желанием писать цепляющие популярные песни с другой». «В лучшей кентерберийской музыке музыкально глупое и музыкально серьёзное очаровательным образом слито воедино».
Внутри самой сцены наблюдалось разнообразие, например, от подобных поп-року ранних Soft Machine и большей части Caravan, до пьес авангардной композиции ранних National Health и далее до импровизационного джаза поздних Soft Machine и In Cahoots. Дидье Малерб (из группы Gong) определял кентерберийскую сцену как имеющую «определённые смены аккордов, в частности с использованием аккордов с малой секундой, определённые гармонические сочетания, великую ясность эстетики и способ импровизации весьма далёкий от джазовых традиций».
Не утихает полемика вокруг самого факта существования сцены и её определения. Так гитарист, скрипач и композитор группы Henry Cow Фред Фрит утверждает, что нет никакой «кентерберийской сцены». Дейв Стюарт объясняет такой терминологический аспект: то, что он и многие другие музыканты называли «кентерберийской сценой» никогда не имело отношение к одноимённой местности. Бывший бас-гитарист Soft Machine Хью Хоппер, живущий в Уитстейбле близ Кентербери, сказал: «Я думаю, что это скорее искусственный ярлык, журналистская штучка… Я не против, но такие люди как Роберт (Уайетт), а он на самом деле ненавидит эту идею, потому что он родился где-то ещё и просто так получилось, что он пошёл в школу здесь. В то время как начинали The Wilde Flowers, мы в Кентербери вряд ли уже работали. Ничего бы и не началось до тех пор, пока Роберт и Дэвид не поехали в Лондон, чтобы организовать Soft Machine. На самом деле они не были кентерберийской группой если это помогает людям понимать или слышать больше музыки, то это здорово».
Сцена имела один основной корень, это была группа The Wilde Flowers, образованная в 1964 году. В разное время в её состав входили почти все основатели Soft Machine и Caravan, групп, которые воспитали музыкантов многих других более поздних коллективов. Зарождение кентерберийской сцены можно частично проследить с 1960 года, когда австралийский деятель бит-поколения Дэвид Аллен снимал гостевой домик у родителей Роберта Уайетта в Лиддене, в десяти милях на юг от Кентербери. Аллен привёз с собой большую коллекцию джазовых записей, другой стиль жизни и джазового барабанщика Джорджа Нидорфа, который научил Уайетта играть на барабанах. В 1963 году Уайетт, Аллен и Хью Хоппер организовали коллектив Daevid Allen Trio (Трио Дэвида Аллена) в Лондоне, который преобразовался в The Wilde Flowers, когда Аллен уехал во Францию. Уайетт, Аллен, Кевин Эйерс (из Wilde Flowers) и Майк Рэтледж (который периодически играл с Daevid Allen Trio) сформировали Soft Machine в 1966 году.
Другими ключевыми ранними коллективами были Delivery и Egg, участники которых влились в кентерберийскую сцену в начале 1970-х. Например Фил Миллер после участия в Delivery создал Matching Mole и Hatfield and the North, последнюю- совместно и Дейвом Стюартом из Egg. Оба позже участвовали в National Health. Стив Хилледж, работавший с участниками Egg в предыдущем составе, Uriel, позже сотрудничал с Алленом в группе Gong.
Кентерберийская сцена известна тем, что её музыканты часто переходили из одной кентерберийской группы в другую. Ричард Синклер, например, в разные моменты своей карьеры побывал в The Wilde Flowers, Camel, Caravan, Hatfield and the North и, недолго, в Gilgamesh. Кроме того он сотрудничал с National Health. Его двоюродный брат Дейв Синклер играл с Caravan, Matching Mole и, недолго, с Hatfield and the North. Роберт Уайетт был участником The Wilde Flowers, Soft Machine, Matching Mole а также работал сольно. Пип Пайл играл в Delivery, Gong, Hatfield and the North, National Health, Soft Heap и In Cahoots. Хью Хоппер участвовал в Soft Machine, Isotope, Soft Heap, In Cahoots, а также совместно с Пайлом и Алленом в группе Brainville.
Среди других музыкантов, не относящихся непосредственно к кентерберийской сцене, но имевших с ней связи, Майк Олдфилд (игравший в группе Кевина Эйерса) и Билл Бруфорд (недолго игравший на барабанах в Gong и National Health и взявший Дейва Стюарта в его собственную группу в конце 1970-х).

ZEUHL

Zeuhl («небесный», «космический»; по-русски принято писать и произносить как Цойл или Цойль)- стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока, изобретённый Кристианом Вандером, барабанщиком французской группы Magma.
Первоначально, это была своеобразная форма фьюжн или, скорее, «французского Кентербери», с креном в сторону авангардного и фри-джаза. Однако, после альбома 1973 года «Mëkanïk Dëstruktïẁ Kömmandöh», Magma продемонстрировала абсолютно новый путь в прогрессиве, основанный на репетативном многоголосом пении в темпе, близком к готическим маршам. Сам упомянутый альбом сильно напоминал «Кармину Бурану» К. Орфа, спетую на изобретённом Вандером «кобайском» языке.
На данный момент, в цойле существует два основных направления, основанные на творчестве Магмы до и после 1973 года:

■ Мрачноватый экспрессивный фьюжн с уклоном в авангардный джаз (Eider Stellaire, Kultivator, Potemkine) или экспериментальный, тяготеющий к джазу РИО (Dun, Archaia,Shub-Niggurath).
■ Эпический вокальный цойл (Eskaton, Koenji Hyakkei, Pseu, Weidorje).

Сама Магма надолго оставила за собой лидирующие позиции в обоих направлениях, впрочем, к новому веку окончательно сделав выбор в пользу вокальной ипостаси.

Характерные особенности стиля:

■ Так называемый галопирующий бас.
■ Цикличность и репитативность, роднящие с Краутом.
■ Короткие быстрые музыкальные фразы (в рамках фьюжн-цойл).
■ Гипнотизирующие (часто, хоровые) вокализы.
■ Мощные маршевые аранжировки.
■ Полифония.
■ Характерное («цойловское») звучание инструментов.
■ Тексты на несуществующих языках.
■ Фантастическая и апокалиптическая тематика.
Яндекс.Метрика info@radcap.ru ©RADCAP MOBILE