РАДИО КАПРИЗ - СЕТЕВАЯ ОНЛАЙН РАДИОСТАНЦИЯ - КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ, ЖАНРОВ, НАПРАВЛЕНИЙ ...
 

STATION: RADIO CAPRICE - AMERICANA

On Air:
flash
wmp
html5
 

AMERICANA


Американа (анг. americana или americana music)- современная музыка, которая содержит элементы различных жанров американской традиционной музыки (кантри, фолка, блюграсса, блюза, госпела, R&B), имеет характерное традиционно-ориентированное звучание, но не может быть чётко отнесена к какому-то одному из этих жанров. Несмотря на то, что акустические инструменты в такой музыке обычно присутствуют и играют важную роль, американа часто исполняется полностью на электрических инструментах. Определение сформулировано Ассоциацией музыки американа.
Изначально американа возникла в 1995 году как движение и радио-формат в поддержку кантри-музыки, не подходившей под репертуар радиостанций мейнстрима кантри. Позднее понятие расширилось до нынешнего вида и стало включать самые разные работы, основанные на жанрах американской традиционной музыки, которые невозможно чётко категоризировать. В 2010 году в рамках премии «Грэмми» появилась отдельная номинация «Лучший американа-альбом». В неё обычно попадают релизы на грани различных традиционных жанров, а также в производных от них стилях, таких как кантри-рок, фолк-рок, блюз-рок, альт-кантри и пр..
В начале 90-х годов, с появлением таких исполнителей как Гарт Брукс, Шанайя Твейн, Dixie Chicks, Фэйт Хилл, Триша Йервуд, произошел рост популярности кантри. Эти музыканты сочетали кантри-стилистику с поп-звучанием, ориентировались на массовую молодёжную аудиторию, активно снимали яркие видеоклипы, имели успех на MTV. Если десятилетием ранее успешным для кантри-музыканта считался золотой альбом, то новые исполнители продавали платиновые и даже мультиплатиновые диски. Музыкальная индустрия Нэшвилла сделала ставку именно на них, как наиболее перспективных коммерчески.
В результате многие признаваемые критиками и популярные, но не соответствовавшие новым стандартам артисты, остались вне эфиров радиостанций мейнстрима кантри и утратили поддержку рекорд-лейблов. Некоторые из них были приняты на Triple A-радио, однако те, кто имел в своем звучании традиционные для кантри слайд-гитару, фиддл или банджо не могли рассчитывать на ротации даже там. В итоге интересы большого количества любителей кантри оказались не учтены.
Среди невостребованных мейнстримом были самые разные музыканты: классики Тэмми Уайнетт, Джордж Джонс и Джонни Кэш, представители движения «кантри-изгоев» Мерл Хаггард, Вилли Нельсон и Уэйлон Дженнингс, эклектики вроде Эммилу Харрис, Джо Элая и Родни Кроуэлла, музыканты альт-кантри Люсинда Вильямс и Стив Эрл, множество других, в том числе только начинавшие карьеру The Bottle Rockets, Uncle Tupelo, Кевин Уэлш, Келли Уиллис и Айрис Демент.
В 1994 году журналист Роб Блитштейн решил изменить ситуацию и создать для такой музыки отдельный радиоформат. Он обратился в журнал для работников музыкальной сферы «Gavin Report» с предложением создать новый кантри-чарт. Издание уже печатало 11 хит-парадов по различным жанрам на основе данных о радиовещании. Поскольку читали его прежде всего радиожурналисты и сотрудники рекорд-лейблов, публикации в нём могли изменить настроения в индустрии.
В качестве названия для нового чарта рассматривались варианты: «Альтернативный кантри-чарт» и «Ключевой кантри-чарт». Однако в итоге было выбрано нейтральное, не подразумевавшее никаких музыкальных ассоциаций или противопоставления мейнстриму кантри- «Американа». Идею предложил Джон Гримсон, ранее курировавший в нэшвильском отделении Warner Bros Records таких артистов как Айрис Демент, Дуайт Йокам и Uncle Tupelo.
Хит-парад из 40 позиций был опубликован в «Gavin Report» 20 января 1995 года с заголовком «Американа обращается к другому кантри». Редактором нового раздела стал сам Роб Блитштейн. В чарте содержались данные о популярности не входивших в мейнстрим кантри исполнителей на 47 радиостанциях со всей страны- тех, которые передавали их музыку хотя бы 12 часов в неделю.
Чарт возглавили такие музыканты как Нэнси Гриффит, Мэри Чапин Карпентер, Грег Браун, Ник Лоу, Лайл Ловетт, Стив Коландер, The Mavericks. Также в нем присутствовали Таунс Ван Зандт, Уэйлон Дженнингс, Мерл Хаггард, Том Петти и другие. «Американа будет освещать и продвигать не только тех, кто находится за пределами мейнстрима, но и тех, кто создаёт традиционную музыку внутри него»,- написал в пояснительной статье Роб Блитштейн.
Журналист отметил, что в «Американу» будет попадать музыка, стилистически основанная на кантри, которую прежде характеризовали как прогрессивную, альтернативную и эклектичную. При этом она восходит к американской традиционной музыке, «вобрав в себя её историю, наследие и современные влияния». В качестве альбома, отражающего суть направления, был назван трибьют Мерлу Хаггарду от различных музыкантов- «Tulare Dust» (1994).
Представляя новый формат, Роб Блитштейн рассказал также об исполнителях, которые, по его оценке, играют «выдающуюся роль» в прошлом, настоящем и будущем американы: Роберте Эрле Кине, Люсинде Вильямс, Джо Элае, Джиме Лодердейле и Эммилу Харрис. Последнюю он представил как «Крёстную мать американы». Это неофициальное звание в итоге сохранилось за певицей в музыкальной прессе и по сей день.
Новый чарт произвёл в целом умеренное впечатление на рекорд-индустрию. Тем не менее он получил поддержку кантри-продюсера Тони Брауна из нэшвильского подразделения Universal Music Group, директора местного отделения Warner Bros Records Джима Нормана, ASCAP, ряда независимых лейблов (Bloodshot, Sugar Hill, Rounder), а также издания о традиционной музыке «No Depression» и других представителей музыкального бизнеса.
Американа определила новое, ориентированное на традиционное звучание движение, вокруг которого постепенно начали объединяться рекорд-лейблы, аудитория и сами исполнители в стилистическом диапазоне от Вилли Нельсона, Мерла Хаггарда, Уэйлона Дженнингса до Эммилу Харрис, Джима Лодердейла и Люсинды Вильямс. К 1998 году количество радиостанций, передававших американу выросло до 72. Для сравнения, мейнстрим кантри на тот момент транслировали 2600 радиостанций. К 1999 году американу передавали уже порядка 100 радиостанций.
В 1999 году была создана Ассоциация музыки американа. Годом позже «Gavin Report» прекратил публикацию чарта, мотивируя это тем, что формат недостаточно разросся, чтобы журнал продолжал его регулярно освещать. Тем не менее ассоциация начала публиковать свой хит-парад, а с 2000 года- проводить мероприятия с привлечением известных музыкантов, которые стали относить себя к американе. С 2002 года организация ежегодно вручает собственные награды исполнителям в категориях «Лучший альбом», «Лучшая песня», «Лучший исполнитель» и других.
Само понятие американы на протяжении времени претерпевало изменения. Если изначально она определялась ассоциацией как музыка, основанная на традициях кантри, но с влиянием других жанров, то в итоге указание на доминирующую роль кантри было исключено. В настоящий момент направление подразумевает смешение элементов самых разных жанров американской традиционной музыки без упора на какой-то конкретный. В 2011 году термин американа был добавлен в словарь Merriam-Webster и формулируется в нём как «жанр американской музыки, имеющий корни в ранней фолк- и кантри-музыке».
В 2007 году категория «Лучший альбом современного фолка» премии «Грэмми» была переименована в «Лучший альбом современного фолка/американы». В 2009 году из неё выделена отдельная номинация «Лучший американа-альбом». Таким образом, начиная с 2010 года за работы в этом направлении вручается самостоятельная награда. В официальном описании категории приводится определение американы, сформулированное Ассоциацией музыки американа.
В мае 2016 года журнал «Billboard» переименовал свой чарт «Folk Albums» в «Americana/Folk Albums». Издание отметило, что подобное изменение отражает рост американы как направления и увеличение веса самого термина в музыкальной индустрии. При этом наибольшее внимание в хит-параде будет уделяться американе, а не фолку. В этом контексте журнал выделил присутствие в чарте песен The Lumineers, Джейсона Исбелла, Симпсона Стерджила, Джеймса Бэя и Марго Прайс.
wikipedia
Яндекс.Метрика
rcradio@radcap.ru, rcradio@rambler.ru    © Radio Caprice